besedy_nadache (besedy_nadache) wrote,
besedy_nadache
besedy_nadache

Categories:

Первый над полюсом(13). Как все самолёты вернулись на остров Рудольфа

Документальная история полёта Павла Головина к Северному полюсу.
Начало истории здесь

В сообщении накануне, в "Правде" №157 были опубликованы официальные сообщения об успешном окончании перелёта со станции Северный полюс на остров Рудольфа. А сегодня рассказ об этом событии от участников операции - экипажа самолёта Алексеева.

9 июня 1937 года (№ 158)

НА ЛЬДИНЕ № 3

(От специального корреспондента "Правды")

Северная воздушная эскадра в сборе, сегодня ночью вслед за Крузе и Головиным возвратился на о. Рудольфа последний воздушный корабль, отставший по дороге с полюса, — самолет Алексеева. Плотным кольцом окружили участники экспедиции экипаж «СССР Н-172». Радостным приветствиям и дружеским поцелуям не было конца.
Угостив прилетевших товарищей прекрасным ужином, все уселись в тесный кружок, и начались расспросы и рассказы, как и что было, как и что случилось.
К вечеру 8 июня облака, висевшие над островом, исчезла, ветер стих. Находившийся все время наготове Головин воспользовался летной погодой в мгновенно взмыл на своем самолете в воздух. На борту корабля находился бензин для Алексеева. Как известно, вылетевший 5 июня пилот Крузе. Три дня пробыл на льдине на 85° 15' широты. Вчера Крузе вылетел на Рудольф. По дороге его повстречал Головин. Обменявшись приветствиями, летчики пошли каждый по своему курсу.
Вспоминая о своем последнем полете, Головин скромно уступает пальму первенства штурману Ритслянду. Штурман блестяще оправдал возложенные на него надежды и точно привел самолет Головина к льдине Алексеева.
С большим вниманием все мы слушали обстоятельный рассказ Шевелева, находившегося на самолете Алексеева.
— В течение всей полярной операции, — говорит он, — самолет Алексеева садился на различные льдины Ледовитого океана три раза. Первый раз чуть не на самой точке полюса, второй — на льдине дрейфующей станции, а третий — недалеко от 81-й параллели. Своему последнему местонахождению экипаж «СССР Н-172» придал в шутку такой адрес: Северный Ледовитый океан, льдина Л. № 3, дом № 172.
— Так вот, опустившись на льдину № 3, — продолжает Шевелев, — мы занялась обычный в таких случаях делом,— стали выжидать погоду и бензин. Дни потекли строгой, размеренной жизнью. Жуков с раннего утра поддерживал радиотелефонную связь с Рудольфом. По нескольку раз в день мы разговаривали с Отто Юльевичем, Водопьяновым и другими товарищами. Слышимость была отличная. Сугробов, Гинкин и Шмандин бессчетное количество раз проверив детали управления, тщательно подготавливали самолет к возвращению остров. Мошковский обследовал аэродром, а Алексеев и я поочередно несли вахту.
Едва только солнце прорвалась к нам через просветы в облаках, тотчас же астрономическим путем определили координаты льдины. В последний день вашего арктического плена погода резко изменилась к лучшему. Самолет сиял, освещенный яркими лучами. На носу корабля трепетал флаг нашей родины, обвеваемый свежим норд-вестом.
В середине дня определение показало, что мы находимся на 88° 64’ широты и 61° долготы. Вечером из кабины самолета выскочил взволнованный Жуков. Он радостно махал руками и громко кричал нам: «С Рудольфа сообщили: Головин вылетел с бензином. Вскоре над льдиной раздался рокот мотора. Мы удивленно переглянулись. «Неужели Головин? Так скоро?» Но это был Крузе, возвращавшийся на остров Рудольфа, над нами он прошел ровно в 19 час. 16 мин.
Через полтора часа в воздухе снова загудел самолет. Теперь это был Головин. После дружеских об'ятий, закипела горячая работа. Экипажи обоих самолетов занялись заливкой бензина в громадные баки «СССР Н-172». Горючее наливали из корабля Головина в бидоны, затем перетаскивали их к самолету Алексеева импровизированной лебёдкой. Проработав таким образов несколько часов, произвели заливку.
Не задерживаясь ни одной лишней минуты, Головин простился с нами и, поднявшись со льдины на своем самолете, взял курс на о. Рудольфа. Через некоторое время мы последовали его примеру.
В пути с борта самолета 9 июня в 1 час 45 минут послали в эфир в адрес Шмидта. Главсевморпути, редакций «Правды» и «Известий» радиограмму:
«Последний корабль Северной воздушной экспедиции покидает центральный район Северного Ледовитого океана. Видны берега архипелага. Скоро остров Рудольфа. Мы возвращаемся, чтобы накопленные знания и опыт, все силы и энергию отдать на благо нашей любимой родины. Мы уверены и твердо знаем, что наша партия, наше правительство, мудрейший из людей любимый вождь товарищ Сталин пошлют по этому пути десятки, сотни кораблей. Мы будем счастливы, если нам опять окажут доверие я еще раз поручат трудное дело.
Шевелев, Жуков, Алексеев, Мошковский, Сугробов, Гинкин, Шмандин
...Вскоре самолет опустился на остров Рудольфа. Здесь его уже поджидали остальные участники экспедиция и зимовщики Рудольфа.
Полярная операция закончена с честью!
Л. БРОНТМАН.
Остров Рудольфа, 9 июня.

Так выглядит текст в "Правде. Чтоб увеличить текст, нужно щёлкнуть мышкой по нему.


Чтоб увеличить текст, нужно щёлкнуть мышкой по нему.


История с операцией по возврату самолёта Алексеева так вдохновила Л.Бортмана, что он написал ещё одну статью об этом событии. Практически это рассказ о полёте Головина

Правда от 10 июня 1937 (№ 159)

Замечательные полеты

(От специального корреспондента «Правды»)

Двое суток экипаж летчика Головина не покидал аэродрома. В любую минуту он был готов к полету на льдину к самолету «СССР Н-172». Но погода хмурилась, налетел туман, и начал моросить дождь. Лететь нельзя. Между самолетом «СССР Н-172» и островом Рудольфа была установлена надежная радио-телефонная связь. Точно в назначенные минуты в репродукторе раздавался спокойный, невозмутимый голос Жукова:
— Алло! Алло! Остров Рудольфа! Говорит самолет Алексеева!
Затем к микрофону подходил Шевелев и точно информировал нас о жизни маленького коллектива, о погоде, интересовался нашими новостями, вашей метеорологической сводкой.
С большим нетерпением ждали мы улучшения погоды. Она нужна была не только Головину, который собирался лететь на льдину, но и летчику Крузе. который должен был вернуться на остров Рудольфа.
Вечером 8 июня облака приподнялись, поредели, и проглянуло солнце. С льдины Алексеева нам сообщили, что у них погода хорошая, а Крузе, восстановил с нами радиосвязь, передал, что он уже запускает моторы и готов лететь...
Так начался большой день.
Дальше операции развивались четко, стремительно, красиво. Купол острова был скрыт в тумане, и мы видели, как из тумана вынырнул самолет Головина, пронесся над зимовкой и взял курс не север. Через четверть часа мы услышала в репродукторе:
— Говорит самолет Алексеева. Пять минут назад над нами пролетел самолет летчика Крузе. Встречайте его. Как дела?
Мы ответили:
— Головин вылетел к вам. Ждите. Попробуйте связаться с ним.
Через несколько минут в репродукторе послышались слова:
— Алло! Самолет Головина, самолет Головина! Говорит самолет Алексеева. Настраивайтесь, настраивайтесь...
— Ну и техника! — восторженно воскликнул Михаил Васильевич Водопьянов.
Радиомаяк острова Рудольфа непрерывно отправлял в эфир сигналы, указывая самолету правильный воздушный путь к острову. Мы просидели в радиорубке больше часа.
Вдруг Спирин закричал:
— Летит!
Все мы выскочили и устремил взгляд на север. К острову быстро приближался самолет Крузе. Описав плавный круг, он пошел на посадку.
Не успели мы пожать руки экипажу, прожившему на льдине несколько дней, как раздался чей-то голос:
— Алексеев увидел Головина!
По радиотелефону Жуков радостно сообщал:
— Головин кружит над нам», идёт на посадку, сел, бегу навстречу...
Мы радовались мастерству товарищей, хорошей погоде, солнцу. Вскоре в репродукторе мы снова услышали голос Шевелева:
— Начинаем заполнять баки бензином. Он какой-то особенно приятный, обладает на редкость привлекательным запахом... Будем готовы через два часа.
Долго мы не покидали радиорубку. Шевелев и Жуков изредка сообщали нам о ходе работ. В 23 часа, в светлую, ясную ночь, заливка самолет» Алексеева закончилась. Полторы тысячи литров были влиты в пустые баки «СССР Н-172». Через полчаса голос в репродукторе потребовал:
— Дайте радиомаяк, Головин вылетает, мы греем моторы.
Вновь в эфир понеслись указывающие сигналы, вновь все выбежали на здания я напряженно всматривались в светлый горизонт.
Вот показалась точка, затем она превратилась в черточку. Уже виден самолет, ближе, ближе, слышен гул мотора. Головин планирует и садится.
Судя по времени, Алексеев должен был находиться уже в пути. Маяк продолжал свою однотонную резкую передачу. Наконец, радиорепродуктор отчеканил в последний раз:
— Алло, алло! Говорит самолет Алексеева. Подходим к острову, видим берег, готовьте ужин, об'ятия, баню. Привет, кончаю, сматываю антенну.
Над островом величественно плыл последний корабль экспедиции, возвращающийся из далекого воздушного плавания. Шмидт, Водопьянов, Молоков, Спирин и Бабушкин помчались на вездеходе к аэродрому встречать отважных друзей.
Замечательно четко и стройно прошли эти полеты. Они показали великолепную зрелость летного состава экспедиции, большую организованность, чудесную, неизбывную энергию.
Не надо забывать, что все это происходит в далекой Арктике, за пределами 82-1 параллели. Давно ли люди считали эти параллели недоступными, мечтали о том, чтобы добраться к ним?
Нет, это были поистине замечательные полеты!
Л. БРОНТМАН.
ОСТРОВ РУДОЛЬФА. 10 июня, передано по радио).

Для увеличения нужно щёлкнуть по тексту мышкой.
Tags: #сновавесна, 1937 год, Арктика, В.Ворыгин, Павел Головин, авиация, история
Subscribe

  • Кто хозяин дачи?

    Раньше я считала что дача принадлежит нам, людям. Но быть владельцем, не значит быть хозяином. Собираем давеча черешню. Поставили стремянку, повесили…

  • Два рассвета

    В минувший понедельник хотела сфотографировать красивый восход. Встала в полпятого, солнце ещё не взошло. небо начало затягивать тучами. Когда солнце…

  • На даче. Осенний день

    Приехали на дачу. Грустно видеть осеннее увядание. Многие деревья почти без листьев, пожухлая, засыпанная опавшей листвой трава. Проходили под…

promo besedy_nadache июль 22, 08:52 9
Buy for 20 tokens
Если не событие или впечатление, то воспоминание - взгляд в прошлое, или мечта - взгляд в будущее. Об этом я и пишу. Несколько лет писала в сообщество Бытовые хроники, которое заняло в Южном регионе первое место в рейтинге ЖЖ. И сейчас собираюсь это делать. Но решила записи помещать и здесь. Из…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments