besedy_nadache (besedy_nadache) wrote,
besedy_nadache
besedy_nadache

Categories:

6 правил первого года работы в школе

Несколько уроков, которые я извлекла из первого года работы.
1. Не расстраивайся по пустякам
Молодым специалистом я пришла в школу. Завуч посетила несколько моих уроков, дала нескольких ценных советов. Я была очень ей благодарна. Но на первом в моём жизни педсовете завуч выступила с докладом "Новые и молодые учителя", в котором подробно изложила все ошибки, которые я допустила при планировании и проведении урока.
Я было в шоке. Но учительница, тоже молодая, тоже новая, с которой мы успели подружиться и сидели рядом, шепнула мне:
- Что ты переживаешь? Посмотри на других - никто не слушает выступающих. Все умные люди, все были молодыми специалистами, все знают цену подобным оценкам. Такой доклад - ежегодная формальность. А ты вообще не молодой учитель, а молодой специалист. Она не имела право выставлять на обсуждение твои действия.
Я оглянулась - и правда! Кто тетради проверяет, кто конспект урока пишет, кто скучающе смотрит по сторонам.
А действительно, что случилось? Я уже учла всё, о чём говорилось в докладе, это не актуально. А других это совсем не касается. И никого это даже не интересует. И чего я расстроилось?
2. Выстроить правильно приоритеты
Для чего учитель приходит в школу. Сейчас говорят, чтоб оказывать образовательные услуги. Я и мои друзья по университету пришли учить детей. Разница большая. Оказать образовательную услугу - чётко, ясно, подробно и точно изложить учебный материал. Настолько качественно, чтоб любой ученик мог понять и усвоить новые знания. Научить - это тоже самое, но "мог понять и усвоить", нужно поменять на "понял и усвоил". Для "оказать услугу" достаточно показать, например, фильм с записью урока. Для "научить" нужно знать учеников, учитывать их способности. Нужно выстроить с ними правильные отношения. Это не просто.
Одна из моих мудрых коллег сказала:
- Каким бы замечательным не был учитель, всегда есть ученик, который его терпеть не может. Каким бы плохим не был учитель, всегда есть ученик, который его обожает.
Чтоб дети с радостью учились, хорошо и даже необходимо, чтоб они уважали и любили учителя. Но цель - не личная популярность. Цель - чтоб дети получили знания.
3. Искать нестандартные решения.
В школе, где я работала произошло ЧП. Старшеклассница забеременела. Не знаю, как сейчас, а в советское время такое случалось крайне редко. Одна из учителей, классный руководитель восьмого класса, которая всегда восхищала меня своим чувством юмора сказала:
- Сообщила своим девочкам, что при беременности нужно носить брошку в виде жучка из янтаря или янтарь с жучком внутри. Буду смотреть, чтоб быть готовой к неожиданностям.
4. Делай, что должно, и будь, что будет
Работая в школе, я не раз сталкивалась с неадекватным отношением. Даже не знаю, почему. Я не была в стороне от интриг, которые часто бывают в женских( и не только женских) коллективах.
В моём классе училась дочь учительницы. Чего только я от неё не наслушалась! Во время уроков она подслушивала по дверями класса, не шумят ли дети. И в учительской заявляла, что раз на уроке тихо, это ничего не значит. Просто нужно подслушивать ещё.
а вот с девочкой отношения были другими. Я начала вести в школе кружок бальных танцев. Девочка была полноватой, но занималась с удовольствием. Летом я ушла из школы.
Через несколько лет случайно на вокзале я встретила свою ученицу с мамой. Услышала много слов благодарности.
В школе был круг "красавиц". Девочка в него не входила. Отсюда и низкая самооценка. Летом поехала в лагерь и на танцах показала то, чему научилась в кружке. Она сразу стала звездой, как сейчас говорят. Почувствовав себя уверенно, не остановилась на достигнутым и начала заниматься в клубе в танцевальном ансамбле.
Если знаешь, как надо поступать, не надо обращать внимания на чужое мнение. Нужно следовать своим убеждениям. Со временем всё станет на свои места.
5. Не всегда всё так, как кажется.
Я перфекционистка, и переживала, если что-то не "на пять". Однажды учительница попросила, чтоб я разрешила посетить классный час. Я очень внимательно относилась к этому воспитательному уроку, никогда не заменяла его предметным, как иногда делали другие.
Классный час проводился после уроков, дети устали, слушали невнимательно и немного шумели. Я была расстроена.
К моему удивлению учительница, которая весь час просидела молча на последней парте, очень высоко оценила мою работу. Сказала, что было очень интересно, она неожиданно для себя узнала много нового. Видно, что материал подготовлен. И дисциплина для такого мероприятия нормальная. Беседа на классном часе не контрольная.
Взгляд со стороны показал, что нужно больше верить в себя.
6. Уметь быть благодарным
Я благодарна многим, с кем работала в школе. За помощь, за слова поддержки, за то, что делились опытом. Коллеги помогали мне много и совершенно бескорыстно.
Приведу пример. Школа находилась, по тем временам, почти загородом, иногда мы ездили домой на электричке. С одной учительницей особенно часто. Разговаривали о работе. Как-то она предложила посмотреть мой урок. Пригласила меня на свой:
- Я начну урок как ты, а потом продолжу как обычно. А ты посмотри.
Это был очень важный наглядный урок. Коллега думала, как помочь мне. Она не пожалела своего времени, чтоб помочь мне. Это очень ценно. Я не раз была на уроках других учителей, они всегда охотно делились своим опытом.
Я тоже помогала коллегам. В то время в школьную программы вводились элементы дифференциального и интегрального исчисления, и мне, вчерашней выпускнице университета, они были хорошо знакомы. А замечательные учителя, работавшие рядом со мной, много лет не обращались к этой тематике. Поэтому, когда возникала необходимость замены в старших классах, я охотно соглашалась.

Прошло много лет, и я помню многих, с кем познакомилась в первый год трудовой деятельности. Не имена и фамилии. Глаза, улыбки, помню коллег у доски и на посиделках у кого-то на квартире. Как мы навещали подругу в больнице, как ездили в электричке домой. Как думали о судьбе учеников. Как поддерживали друг друга. Мы встречались и после того, как я ушла из школы, всегда радостно.
Спасибо вам всем.



Tags: Уроки жизни, Школа, первая работа. правила жизни
Subscribe

  • На даче. Осенний день

    Приехали на дачу. Грустно видеть осеннее увядание. Многие деревья почти без листьев, пожухлая, засыпанная опавшей листвой трава. Проходили под…

  • На даче. Поездки на дачу пришлось ограничить

    Погода прекрасная, самое время заниматься дачей. Нужно поливать растения после засухи, убирать опадающие листья, вырезать прирост. Хотелось почистить…

  • На даче. Цветы и плоды

    Когда светит солнышко, тепло. Прошлась по даче, сняла, на что упал взгляд. Цветы. наверное ещё зацветут розы, когда пройдут дожди. Я видела бутоны…

promo besedy_nadache july 22, 08:52 7
Buy for 20 tokens
Если не событие или впечатление, то воспоминание - взгляд в прошлое, или мечта - взгляд в будущее. Об этом я и пишу. Несколько лет писала в сообщество Бытовые хроники, которое заняло в Южном регионе первое место в рейтинге ЖЖ. И сейчас собираюсь это делать. Но решила записи помещать и здесь. Из…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments